Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Опыт взрослого: как заработать на услугах для детей

16.05.2017

В кризис россияне не готовы экономить на детях, считают предприниматели. Чем на самом деле они рискуют, покупая детскую франшизу?

Если меня спросят, что лучше открыть — бар или танцевальную школу для детей, я отвечу, что первый вариант куда безопаснее хотя бы потому, что лишен резкой сезонности. Правда, второй однозначно позволяет занять устойчивую нишу и иметь гарантированный прирост на 10-15% даже в кризис, ведь зачастую даже в экономически сложные времена  многие не готовы экономить на детях. Подтверждение тому — цены на услуги детского парикмахера или стоматолога, например, которые выше  взрослых аналогов в среднем на 10%.

За последние пару лет российский рынок детских услуг совершил качественный скачок, а бизнес в этом сегменте стал одним из самых привлекательных не только для открытия собственного дела, но и покупки франшизы. В некоторых сферах предложение все же превышает спрос (например, услуги детских центров развития и досуга).

Начиная свое дело важно учитывать, что сфера услуг для детей не является высокомаржинальной и зависит от нескольких факторов: стоимости аренды, заработной платы персонала, стоимости предоставляемых услуг, сезонности, высокой конкуренции. Я провожу много переговоров с владельцами детских центров, так как мы арендуем у них помещения для своих занятий. На моих глазах в прошлом году закрылись три крупных партнера. Причина — слабая финансовая модель, в которой не были учтены особенности летних месяцев. В этот период наблюдается резкий спад активности: дети и родители отдыхают. К этому некоторые предприниматели не готовы, что в результате отражается на рентабельности бизнеса.

Открытие фирмы детских услуг требует высоких первоначальных инвестиций. Это касается не только отдельных игроков рынка, но и франчайзи. Очень часто можно наблюдать, как предприниматель, пожелавший купить франшизу, берет крупную сумму денег (собственные или заемные средства), покупает или арендует помещение в центре города, набирает штат, начинает раскрутку бизнеса через контекстную рекламу, выжимая все соки из ближайшего микрорайона. Как правило, аренда съедает до 30% от выручки предприятия детских услуг, а в летние месяцы, когда выручка заметно снижается, аренда становится неподъемной. В этом случае бизнесмен либо сокращает штат, либо вовсе закрывается.

Зная подобные истории, мы в своей школе танцев «Дети на паркете» решили действовать иначе. Открыв компанию два года назад, попали на пик открытий различных детских центров, частных детсадов, спортивных клубов для всей семьи. Чтобы преодолеть вышеперечисленные сложности, использовали модель нашумевшего Uber. Сегодня у нас уже есть последователи: школы гимнастики, бега, шахмат в российских городах, студия рисования в Украине. По похожей схеме работают многие продавцы франшиз, например, хореографическая школа «Русский балет».

Секрет успеха кроется в простых вещах. Во-первых, мы решили не вкладывать большие средства в одно помещение, а использовать уже имеющуюся инфраструктуру спальных районов Санкт-Петербурга и открыть сеть филиалов там — фактор близости к дому очень привлекает родителей. Во-вторых, мы воспользовались высокой конкуренцией среди детских развивающих центров, арендовав площади у них же, но в то время, когда помещение пустует. Выходит, мы не только экономили на почасовой аренде, но помогали партнерам-конкурентам, которые закрывали часть расходов субарендой от нас. Решив проблему с арендой, на которую в бизнес-модели обычно закладывают до половины выручки, для наших франчайзи мы гарантируем не более 25% от оборота. В летние месяцы, когда  число учеников школы уменьшается, партнер просто сокращает количество арендуемых часов в зале.

Благодаря запуску франчайзинговой программы проекту удалось выйти на региональные рынки Екатеринбурга, Краснодара, Самары, Челябинска. Мы создали управляющую компанию, которая следит за деятельностью партнерской сети и соответствию регламенту (танцевальная школа требует определенных условий: высокое качество пола, большие зеркала, оборудованные раздевалки). При создании сети франшиз мы руководствовались общедоступной статистикой Росстата: 4,8% населения России — это дети от 3 до 8 лет,  и раз спрос на детские услуги растет, то грех этим не воспользоваться.

Сегодня рынок детский услуг остается перспективным и привлекательным для начинающих предпринимателей, и франшиза один из верных способов для бизнес-старта. Управляющая компания предоставляет поддержку и позволяет развиваться на любой территории в любом регионе страны — в этом случае и риски сводятся к минимуму.

Антон Сергеев, основатель школы танцев для детей «Дети на паркете»

Источник